СКОМОРОХИ,
странствующие актеры Древней Руси – певцы, острословы, музыканты, исполнители
сценок, дрессировщики, акробаты. Известны с 11 века, особую популярность
получили в 15–17 вв. Популярный персонаж русского фольклора. Время появления их
на Руси неясно. Они упоминаются в первоначальной русской летописи как участники
княжеской потехи. До сих пор не выяснено значение и происхождение самого слова
«скоморох». А.Н.Веселовский объяснял его глаголом «скомати», что означало
производить шум, позже он предположил в этом названии перестановку от арабского
слова «масхара», означающего замаскированный шут. А.И.Кирпичников и Голубинский
считали, что слово «скоморох» происходит от византийского «скоммарх», в
переводе – мастер смехотворства. Эту точку зрения отстаивали ученые, которые
считали, что скоморохи на Руси первоначально пришли из Византии, где
«потешники», «глупцы» и «смехотворцы» играли видную роль в народном и
придворном обиходе.
На Руси,
как в Византии и на Западе, скоморохи составляли артели, или дружины, и бродили
«ватагами» для своего промысла. Кроме скоморохов бродячих, были скоморохи
оседлые, в основном боярские и княжеские. Именно последним многим обязана
народная комедия. Скоморохи являлись также в виде кукольников. Представления
кукольной комедии, постоянно сопровождавшиеся показыванием медведя и «козы»,
которая била все время в «ложки», давались на Руси с давних пор. Комедиант
надевал юбку с обручем в подоле, затем поднимал ее кверху, закрывая голову, и
из-за этой импровизированной занавески показывал свое представление.
Скоморохи
упоминаются в различных русских былинах. Византийский историк 7 в. Феофилакт
пишет о любви северных славян (венедов) к музыке, упоминая изобретенные ими
кифары, т.е. гусли. В историческом аспекте скоморохи известны прежде всего в
качестве представителей народного музыкального искусства. Они становятся
постоянными участниками деревенских праздников, городских ярмарок, выступают в
боярских хоромах и даже проникают в церковную обрядность.
Основной
массив русских скоморохов составили народные потешники. Их внешний вид говорил
о занятиях «бесовским» промыслом, они одевались в короткополые кафтаны, а
ношение короткополой одежды в Руси считалась грехом.
Гусельники-скоморохи
не только играли на своих инструментах, но одновременно «сказывали»
произведения русской народной поэзии. Выступая в качестве певцов и плясунов,
они вместе с тем забавляли толпу своими выходками и завоевывали репутацию
шутов-острословов. По ходу своих выступлений они также вводили «разговорные»
номера и становились народными сатириками. Следует отметить, что наряду со
скоморохами-игроками по профессии в былинах упоминаются и певцы-любители из
среды знатных особ княжеских и боярских родов. Такими певцами были упоминаемые
в былинах Добрыня Никитич, Ставр Годинович, Соловей Будимирович, Садко.
Игра на
музыкальных инструментах, песни и пляски увязывались с обычаями народного
маскарада. Царь Иван Грозный во время своих пиров любил маскироваться и плясать
вместе со скоморохами. В течение 16–17 вв. при дворе появились органы, скрипки
и трубы, исполнение на них было освоено и скоморохами. Около середины 17 в.
бродячие ватаги постепенно сходят со сцены, а оседлые скоморохи более или менее
переквалифицируются в музыкантов и сценических деятелей на западноевропейский
лад. Скоморохи... были древнейшими в России представителями народного эпоса,
народной сцены; они же вместе с тем были и единственными представителями
светской музыки в России...»
|